English version
Главная
           Sales department
МЕНЮ

New positions in our product range: Steel Sheet Art. 09G2S 2 mm
Riffled sheet 10mm
Galvanized steel sheet 2.5 mm
Galvanized steel sheet 1.2 mm
Galvanized wire 1.8 mm
Galvanized wire 2 mm
Galvanized wire 2.5 mm
Galvanized wire 3 mm
Galvanized wire 4 mm
Galvanized wire 6 mm


  Версия для печати 

08.09.2006 | Председатель плавления. Роман Абрамович берет российские металлургические активы на себя. Как не купили Arcelor. Роман Абрамович собрал на него 30 млрд евро.

Председатель плавления.  Роман Абрамович берет российские металлургические активы на себя.

Роман АбрамовичРоман Абрамович намерен создать крупнейший в России металлургический холдинг на базе Evraz Group путем поглощения других отечественных меткомбинатов. Об этом заявил глава группы Millhouse, деловой партнер господина Абрамовича Евгений Швидлер. На открытое предупреждение о начале кампании по консолидации активов Millhouse вынудила несговорчивость владельцев меткомбинатов. В администрации президента говорят, что проект получил поддержку Владимира Путина.

Управляющий группы компаний Millhouse Евгений Швидлер на закрытом брифинге в среду заявил, что начинает создание металлургического холдинга на базе Evraz Group. По словам господина Швидлера, сейчас ведутся переговоры о консолидации с владельцами всех меткомпаний России. "Наиболее готовы к переговорам с нами 'Северсталь' и 'Металлоинвест'",– отметил господин Швидлер. Millhouse рассматривает различные варианты консолидации. Источник, близкий к группе, говорит, что у нее достаточно средств на скупку метхолдингов. "Летом группа была готова заплатить около $30 млрд за 100% Arcelor",– подтверждает источник Ъ в отрасли. Но Евгений Швидлер подчеркнул, что обмен акциями для Millhouse предпочтительнее: "Мы готовы оказать финансовую поддержку Evraz, если она понадобится для крупных покупок, но акционеры предпочитают вести консолидацию путем обмена активами". Millhouse готов к тому, что в ходе консолидации его доля в Evraz сократится. "Нам нужен не контроль, нам нужен рост стоимости активов,– говорит господин Швидлер.– При этом Millhouse не хочет увеличивать долю в Evraz. Ее акционеры также связаны соглашением не продавать акции сторонним покупателям".

По словам господина Швидлера, проект на базе Evraz начался не случайно. "Мы искали отрасль, исходя из тенденции к росту, в том числе за счет консолидации, и представленности в России,– объясняет глава Millhouse.– Оказалось, что совершить подобную сделку возможно только в металлургии. Мы вели переговоры со всеми, в том числе 'Северсталью', Магнитогорским и Новолипецким меткомбинатами, но единственным, кто был готов продать половину своего пакета, оказались Абрамов и Фролов (Александр Абрамов и Александр Фролов, которым принадлежало 82,67% акций Evraz Group.–Ъ)". Напомним, что этим летом губернатор Чукотки Роман Абрамович договорился с господами Абрамовым и Фроловым о покупке у них половины доли в Evraz Group за $3 млрд.

Металлурги удивлены словами Евгения Швидлера. "Это какой-то пиар",– заявил Ъ высокопоставленный источник в одном из метхолдингов. "Я не вижу никакого смысла в простом сложении активов компаний с разными стратегиями развития",– добавил представитель другого кандидата на слияние с Evraz. Не исключено, что такое отношение металлургов и стало причиной выступления Евгения Швидлера. Источник, близкий к Millhouse, пояснил Ъ, что "переговоры с акционерами метхолдингов идут очень сложно, никто из них не хочет терять контроль и статус ключевого владельца". Источник Ъ в администрации президента подтвердил, что господину Швидлеру просто пришлось пойти в открытую атаку. "Глава Millhouse должен был показать, что поддерживается на самом верху,– пояснил источник Ъ.– Идею консолидации поддерживает Владимир Путин, который полагает, что только так российские металлурги могут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Эту позицию на днях уже озвучил помощник президента Игорь Шувалов".

Напомним, 5 сентября Игорь Шувалов заявил, что положительно оценивает последние крупные сделки в российской металлургии, в частности, покупку Millhouse акций Evraz Group. "Мне эта тема нравится,– сказал Игорь Шувалов.– Я Романа (Абрамовича.– Ъ) знаю, он амбициозный человек. Избавившись от нефтяных активов, он в любом случае должен был найти применение своему капиталу, в том числе в России... Это лишь начало большого пути. Я могу легко предполагать, что за этим должна последовать серия каких-то других действий".

Официально кандидаты на поглощение Millhouse комментируют его планы сдержанно. Совладелец "Металлоинвеста" и "Газметалла" Алишер Усманов пояснил Ъ, что готов к переговорам "при определенных условиях". "Должна быть справедливая оценка и наших активов, и активов Evraz",– отметил господин Усманов. По его словам, после консолидации "Металлоинвеста" и "Газметалла" их стоимость составит не менее $10-12 млрд. "Во-столько же мы оцениваем Evraz, поэтому на первом этапе хотелось бы рассчитывать на 50% в объединенной компании",– говорит Алишер Усманов, подчеркивая, что вопрос слияния с Evraz нельзя считать решенным. "Я считаю правильным сперва консолидировать свои активы и провести публичное размещение акций объединенной компании",– пояснил господин Усманов. В "Северстали", также готовящейся к публичному размещению акций, и в "Мечеле" от комментариев отказались. В Магнитогорском меткомбинате Ъ заявили, что теоретически готовы к переговорам, но не получали конкретных предложений от Evraz. Представители владельца Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина также говорят, что с ними переговоры не велись.

Отраслевые аналитики считают консолидацию здравой идеей. По их расчетам, в результате слияния Evraz с "Северсталью" и "Металлоинвестом" появится компания с капитализацией в $30 млрд. "Чем крупнее российская компания, тем большую долю она может сохранить за собой при покупке крупного зарубежного актива",– отмечает аналитик UBS Алексей Морозов. Питер Фиш из исследовательской компании MEPS International предположил, что объектами поглощений за границей в первую очередь могут стать европейские компании "в силу относительной близости финансово-производственных систем" и только потом можно говорить об американских компаниях. Сам Евгений Швидлер уточнил, что британо-голландская Corus Millhouse не интересна. Аналитики не исключают, что Evraz может попытаться купить сталелитейный дивизион ThyssenKrupp. Но на рынке говорят, что ее владельцы не готовы к продаже бизнеса. В отличие от них, как рассказал Ъ один из инвестбанкиров, к переговорам о слиянии готова US Steel, основной производитель листового проката в США (18 млн т в год). "А вот крупнейшую в США Nucor Steel можно приобрести исключительно путем враждебного поглощения",– отметил собеседник Ъ.

При этом ряд экспертов утверждает, что никакой "национальной идеи" в действиях Романа Абрамовича нет. "Под этим соусом подается сделка по слиянию Evraz Group с 'Металлоинвестом' для продажи за границу, например, Mittal Steel",– считает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. По данным британских источников Ъ, господин Абрамович действительно недавно встречался с владельцем Mittal Steel Лакшми Митталом. В Millhouse не говорят, какой нормы прибыли ждут от сделок в черной металлургии. По оценкам аналитика ИФК "Солид" Дениса Борисова, максимум, на что может рассчитывать группа,– 40-50% рентабельности в год. "Это гораздо меньше, чем компания заработала на перепродаже 'Сибнефти',– уточнил господин Борисов.– По нашим оценкам, рентабельность той сделки составила 7000% или 700% годовых. Однако столь доходных активов активов, как 'Сибнефть', уже нет".


Крупнейшие российские металлургические компании


Компания
Объем
производства
стали в 2005
году (млн т)

Изменение к
2004 году (%)
Объем
производства
железной руды
в 2005 году
(млн т)

Доходы в 2005
году ($ млрд)

Изменение к
2004 году (%)

EBITDA в 2005
году ($ млрд)

Изменение к
2004 году (%)
ОАО Северсталь 13,6 6,3 13,1 7,97 27,2 2,08 -3,2
Evraz Group S.A. 13,9 1,5 16,5 6,5 9,7 1,86 -7,8
ОАО Магнитогорский металлургический комбинат 11,4 0,9 10 5,38 11,4 1,5 -8,8
ОАО Новолипецкий металлургический комбинат 8,5 -6,6 12,9 4,47 -1,5 2,28 -13,3
Металлоинвест + Газметалл* 3,6 0,06 44,2 4,1 12,5 0,9 7,7
ОАО Мечел 5,9 -4,8 11,3 3,8 4,6 0,73 -52
Консолидированная отчетность отсутствует, показатели посчитаны путем сложения соответствующих показателей отдельных предприятий.

Источник: данные компаний.


Зачем предупредили металлургов?

Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации:

– Затем, что консолидировать – не значит купить, можно и договориться. А во-вторых, здесь есть элемент шантажа, чтобы сломить сопротивление других игроков. Не исключаю, что идея подсказана менеджменту Абрамовича Кремлем. Консолидация металлургических компаний вокруг одного гиганта вписывается в правительственную концепцию о консолидации всех отраслей, чтобы конкурировать с западниками. Думаю, наши металлурги не против перейти в ликвидные активы компании Evraz. Но все купить Абрамович не сможет, ему ведь отказали в покупке лондонского особняка.

 

Андрей Козицын, гендиректор УГМК, президент Союза металлургов:

– Мне такая тактика непонятна. Никто в мире о таких планах заранее не объявляет, ведь придется платить больше – металлурги поднимут цены на активы, и кто тогда выиграет?

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

– Наши металлургические олигархи малы по сравнению с западными. И были слухи, что Усманов хотел купить Evraz и предложить правительству создать большую компанию с высокой госдолей. Но его опередил Абрамович, и Кремль поручил ему консолидировать активы отрасли. Видимо, ему теперь придется возглавить новый нацпроект – по консолидации металлургии.

Павел Теплухин, президент УК "Тройка Диалог":

– Ход более чем странный. Так могла бы поступить компания, решившаяся сыграть на интересах миноритариев, но Швидлер – профессионал. Возможно, что-то уже предпринято по оформлению этой сделки. А металлургов предупреждать не надо, они и так в постоянном контакте с властью.

Александр Раппопорт, управляющий партнер адвокатской конторы "Раппопорт и партнеры":

– Это заявление не надо рассматривать в традициях сделок по слиянию-поглощению: сначала подписи, потом оглашение. Речь идет о начале масштабного проекта, занятии плацдарма. Это сигнал рынку, что есть конкретный покупатель, а прозвучавшее в это же время политическое заявление подтверждает, что проект одобрен на политическом уровне. В любой гонке, в том числе и за лидерство в консолидации отрасли, должен быть лидер; сейчас заявлено о попытке его смены.

Андрей Савельев, председатель совета директоров Москоммерцбанка:

– Заявление адресовано не металлургам, а рынку. Любое крупное поглощение увеличивает долговую нагрузку и, следовательно, приведет к выпуску акций. Всем показали, что ведутся переговоры с крупным игроком, есть договоренности по цене, теперь рынку надо просто готовиться.

Владислав Тетюхин, гендиректор корпорации "ВСМПО-Ависма":

– Не для того, чтобы напугать их: они не пугливые, а компании вполне самодостаточные. Мордашов планировал стать мировым лидером через покупку иностранной компании, это логично, но смысла слияния внутри российского рынка я не вижу.

КоммерсантЪ

 

 


Как не купили Arcelor.  Роман Абрамович собрал на него 30 млрд евро.

Роман Абрамович был готов потратить 30 млрд евро на покупку люксембургской Arcelor и даже нашел деньги. Если бы сделка состоялась, то он, Александр Абрамов, Александр Фролов и Алексей Мордашов стали бы владельцами сталелитейной компании, сопоставимой с нынешней Mittal Steel.


Evraz Group владеет сталелитейными заводами — Нижнетагильским, Западно-Сибирским, Новокузнецким меткомбинатами, итальянским Palini e Bertoli, чешским Vitkovice Steel, железорудными предприятиями — Качканарским ГОКом и др. Меткомбинаты группы в 2005 г. выпустили 13,9 млн т сырой стали. Выручка в 2005 г. составила $6,5 млрд, чистая прибыль — $905 млн. Основные акционеры — Lanebrook Ltd (82,57%), General Refractories Ltd (1,48%), KH Steel (0,93%), остальные акции обращаются на бирже. Бенефициарами Lanebrook являются Александр Абрамов и Александр Фролов (вместе — 50%) и Millhouse (50%). ООО “Миллхаус” управляет российскими проектами акционера Millhouse Романа Абрамовича.

Шанс стать крупнейшим акционером Arcelor подвернулся владельцу “Северстали” Алексею Мордашову благодаря Лакшми Митталу, который задумал недружественное поглощение Arcelor. Январское предложение от Mittal Steel выглядело так: 18,6 млрд евро деньгами и акциями за всю компанию. Спасая положение, менеджмент Arcelor нашел другого покупателя — “Северсталь”, которая была готова отдать 87% собственных акций и $1,6 млрд в обмен на 32,2%, а потом 25% Arcelor. Миттал не отступил и увеличил предложение до 40 евро за акцию Arcelor, ограничив аппетиты 40%-ной долей в компании. Совет директоров Arcelor выбрал Миттала и объявил, что будет готов на сделку с “Северсталью”, только если она сделает конкурентное предложение о покупке всех 100% Arcelor.

МеталлургиКак выяснилось, такое предложение могло последовать, но не от Мордашова, а от Романа Абрамовича. Принадлежащая ему Millhouse была готова приобрести 100% акций Arcelor более чем за 30 млрд евро. Предполагалось, что после сделки компания объединится с “Северсталью” и “Евразом”. Об этом “Ведомостям” рассказал бизнесмен, знакомый с переговорами двух компаний. Он дал понять, что инициатором вовлечения Абрамовича в сделку была “Северсталь”. Несколько других крупных предпринимателей, хорошо знакомых с ситуацией в металлургии, подтвердили эту информацию. Один из них добавил, что около 13 млрд евро был готов дать сам Абрамович, а оставшуюся сумму синдицировал бы пул западных банков. Он предположил, что управлять объединенной компанией мог бы Мордашов. Подтвердить эту информацию не удалось.

Millhouse к тому моменту уже сделала ставку на сталелитейный сектор, договорившись о приобретении 41,3% акций “Евраза”. В прошлом году Роман Абрамович продал “Сибнефть” “Газпрому” за $13,2 млрд. По словам руководителя группы “Миллхаус” Евгения Швидлера, компания искала объект для инвестиций и выбрала металлургический сектор как наиболее быстрорастущий. Он рассказывает, что переговоры о возможности покупки или обмена акциями велись с собственниками всех крупных металлургических компаний, но реальными продавцами, готовыми иметь партнерство, оказались акционеры “Евраза”. “Они были готовы быстро заключить сделку, а сама компания — хорошая площадка для консолидации”, — сказал Швидлер.

На 1 июля общая рыночная стоимость Arcelor, “Северстали” и “Евраза” достигала $50 млрд. Если бы сделка с Arcelor состоялась, то исходя из капитализации компаний доли в ней могли распределиться так: 69% — у Millhouse, 20% — у Мордашова, 6% — у акционеров — основателей “Евраза”, Абрамова и Фролова, остальное — у миноритариев “Евраза” и “Северстали”, подсчитал Владимир Катунин из “Атона”. Но для сделки с Arcelor “Северсталь” оценили выше рынка — в $14 млрд, так что она могла претендовать на 28% общего холдинга. Нынешняя Arcelor-Mittal и возможная Arcelor-“Северсталь”-“Евраз” были бы сопоставимыми игроками, констатирует Катунин. Arcelor и Mittal в сумме cтоят $57 млрд. Arcelor и Mittal вместе выпускают около 110 млн т стали. А Arcelor, “Северсталь” и “Евраз” — около 72 млн т.

Но сделка не состоялась — как говорит источник, знакомый с ходом переговоров владельцев “Северстали” и Millhouse, “в силу различных обстоятельств”. Как рассказали “Ведомостям” три предпринимателя, осведомленных о причинах срыва сделки, от этой идеи отказался Мордашов. Швидлер не стал комментировать “несостоявшуюся сделку”, а Мордашов передал через одного из партнеров, что не комментирует слухи. Пресс-секретарь Arcelor-Mittal Жан Лазар отказался сообщить, было ли известно Arcelor о планах Абрамовича и велись ли с ним переговоры. С тогдашним председателем совета директоров Arcelor Ги Долье связаться не удалось.

Владельцы “Евраза” определенно нацелены на укрупнение бизнеса — Швидлер заявил, что консультации о слиянии активов с “Евразом” ведутся со всеми владельцами всех крупных металлургических компаний. Все покупки в металлургии будут делаться через “Евраз”. Швидлер утверждает, что Millhouse также интересует покупка активов в цветной металлургии, лицензий на разработку месторождений золота, платины и никеля. Millhouse должна располагать около $10 млрд свободных средств, ведь из $13 млрд, полученных от продажи “Сибнефти”, в покупку “Евраза” вложены только $3 млрд. Швидлер утверждает, что все деньги от продажи “Сибнефти” вложены в проекты в России и за рубежом и таким образом “работают”.

Владимир Катунин считает, что “Евраз” и “Северсталь” могут предпринять еще одну попытку договориться, но более реалистичной он считает сделку с активами Алишера Усманова и его партнеров ( “Металлоинвест” и “Газметалл”). Представитель основного владельца Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина передал “Ведомостям”, что не ведет переговоров с “Евразом”, то же сообщил представитель Магнитки. В “Северстали” отказались от комментариев.

Ведомости