01.12.2006 | Курс на сближение. Почему сливаются металлургические компании и каких сделок следует ждать.

Металлургия2006 год войдет в историю под знаком консолидации черной металлургии в мировых масштабах. Процесс глобализации будет идти и в последующие годы. Главная интрига состоит в том, кто станет ядром консолидации в мировом масштабе и кто- солистом в отечественной металлургии.

Высокая активность в слиянии и поглощении активов объясняется в первую очередь экономическими причинами: уже второй год наблюдается рост цен на горнорудное сырье, вследствие чего компании стремятся обзавестись собственными сырьевыми подразделениями.



Глобальные тренды

Отрасль "собирается по кусочкам" - это видно из статистики, приведенной в исследовании PricewaterhouseCoopers.
Из 165 сделок 104 приходится на внутристрановые и только 61 - на международные. Объемы их в денежном выражении равны $13,449 млрд по внутренним сделкам и $13,937 млрд по внешним. "Исторически так сложилось, что отрасль очень разобщенная. Даже Mittal Steel и Arcelor после объединения реально контролируют только 10% рынка, а так крупные компании обеспечивают всего по 2-3% мирового объема производства. Поэтому у них нет сильного лобби прежде всего перед лицом сырьевиков, которые жесткими методами контролируют 70% железной руды",- считает аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов. Наиболее популярными объектами для поглощения, по его мнению, останутся сырьевые подразделения. "Российские компании в этом отношении находятся в куда более выгодных условиях, нежели иностранные",- добавил Дмитрий Скворцов.

Большинство российских компаний уже купили собственных поставщиков, видимо, по этой причине они и менее активны. По мнению аналитика ИГ "Атон" Владимира Катунина, в этом году вклад России в мировую статистику слияний и поглощений составит $2-3 млрд., причем все за счет некрупных сделок.



Российские особенности

В России есть и еще одна особенность. Если говорить о политической подоплеке происходящих в отечественном металлургическом бизнесе событий, то очевидно, что создание суперкомпаний выбрано российскими властями в качестве главного метода организации отечественного бизнеса в целом. PricewaterhouseCoopers объясняет это тем, что на рыночную стратегию гигантов легче оказывать влияние и проще контролировать их деятельность.

Кремль очень гордится "Газпромом", сливает всевозможные активы в "Роснефть" и фактически благословил слияние "Русала" и СУАЛа, говорится в отчете. Поэтому власть явно будет смотреть с одобрением на объединительные усилия таких компаний, как "Евраз груп", "Северсталь", и других крупных российских корпораций. Аналитики предполагают, что, скорее всего, именно отношения с "Северсталью" будут главной интригой такого объединения. Компания Алексея Мордашова (см. справку) не смогла слиться с люксембургской Arcelor и создать лидера мирового рынка с российским участием. Тогда благословение на сделку Мордашов получил от самого президента России. Формально Алексей Мордашов сумел даже заработать на несостоявшейся сделке: ему были выплачены предусмотренные предварительным соглашением отступные, но фактически он не смог оправдать доверие Владимира Путина.



"Евраз" как мотор консолидации

Однако движущей силой процесса объединения в отрасли станет, вероятно, вовсе не "Северсталь". Смена владельца одного из ведущих игроков черной металлургии - "Евраз груп" - в ближайшее время может отразиться на раскладе сил в отрасли. "В текущем году я не жду никаких крупных следок по слияниям и поглощениям в нашей черной металлургии, эти процессы начнутся не ранее 2007 года",- считает Владимир Катунин.

Руководитель ООО "Миллхаус", управляющего активами Романа Абрамовича, Евгений Швидлер заявил, что компания намерена повышать стоимость "Евраз груп" путем приобретения или слияния с российскими и зарубежными предприятиями черной металлургии. ""Евраз груп" может стать площадкой для консолидации российской металлургической отрасли,- заявил Швидлер.- Мы готовы оказывать финансовую поддержку "Евразу" в том случае, если она понадобится для крупных покупок, однако акционеры предпочитают вести консолидацию путем обмена активами". Глава "Миллхаус" также отметил, что в настоящий момент "Евраз" находится в режиме постоянного диалога "почти со всеми российскими металлургическими компаниями о возможности слияния или поглощения, однако какой-либо сделки, о которой можно было бы говорить ,не намечено".


В"Северстали" наотрез отказались комментировать эти заявления, а в "Мечеле" сообщили, что пока не готовы заявлять о каких-либо планах на подобные альянсы.

"Консолидации препятствуют персоналии: отраслью владеют несколько человек, "между которыми согласья нет", и что-то может произойти только тогда, когда они договорятся.
А с экономической точки зрения все предпосылки к объединению есть давно",- говорит аналитик банка "Уралсиб" Кирилл Чуйко. Начальник управления информационной политики "Миллхаус" Алексей Фирсов парирует, отмечая, что на этом рынке у компании нет "истории" и это можно считать положительным фактором: проще, к примеру, будет вести переговоры.



Амбициозный Усманов

По мнению аналитика ИГ ВИКА Сергея Смирнова, в качестве возможных приобретений в первую очередь стоит рассматривать "Мечел", поскольку "Северсталь" планирует IPO в Лондоне уже в этом году, а ММК - в следующем.
В свою очередь Сергей Харченко из ИК "Финам" полагает, что "Евраз" может проявлять интерес к металлургическим активам Алишера Усманова: Лебедянскому и Михайловскому ГОКам, "Уральской стали" и ОЭМК.

Совладелец "Металлоинвеста" Алишер Усманов признался журналистам, что представители "Евраз груп" обращались к нему и его партнерам с предложением об объединении. Более того, он готов серьезно обсуждать возможную сделку: "Мы с удовольствием обсуждаем перспективы по объединению с представителями "Евраза", среди которых есть финансово мощный и перспективный со всех точек зрения акционер Роман Абрамович".

Впрочем, эта сделка не вопрос ближайшего будущего. "Евраз" уже прошел IPO и получил рыночную оценку, "Металлоинвест" тоже хотел бы разместить свои акции на бирже. "Акционеры "Евраза" готовы обсуждать поглощение наших предприятий в обмен на пакет собственных акций,- рассказал Усманов.- Но наши предприятия пока не оценены, поэтому мы сами сначала хотим подготовиться к IPO, чтобы появился единый критерий оценки". Размещение акций "Металлоинвеста" состоится в течение шести-девяти месяцев.
"Евраз" не единственный вариант консолидации для Усманова. Его структуры пытались приобрести блокирующий пакет "Мечела" во время последнего публичного размещения его акций, однако сделать этого не удалось, поскольку скомпоновать блок 25% плюс одна акция оказалось невозможным. Кроме того, по словам Усманова, предварительные переговоры проводились и с "Северсталью". "Считаем, что это мог бы быть идеальный партнер для объединения с нами",- заявил Усманов.

 

Как объединялись металлурги

Первая половина года выдалась для черной металлургии довольно спокойной. За это время Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) приобрел Екатеринбургский завод «ВИЗ-Сталь», специализирующийся главным образом на выпуске трансформаторной стали и эмаль-листов. Сумма сделки не разглашалась, но она была оценена экспертами в $500-600 млн. Покупка активов позволила НЛМК стать фактически монополистом в производстве электротехнической стали в России. Между тем за кулисами отрасли во всю кипела подготовка будущих сделок.

25 июня стало известно, что люксембургская сталелитейная компания Arcelor приняла решение о слиянии с индийским концерном Mittal. Эта сделка произвела на фондовый рынок эффект взорвавшейся бомбы, а само слияние наблюдатели назвали «сделкой века», открывшей череду слияний и поглощений в мировой черной металлургии. Компаниям понадобилось почти пять месяцев на завершение сделки, поскольку изначально Arcelor категорически не желала быть поглощенной.


За неделю до «сделки века» СМИ писали об объединении Arcelor и российского концерна «Северсталь», но этому не суждено было сбыться. Новый концерн получил название Arcelor Mittal. Мощности объединенной компании в настоящее время равняются 100 млн. тонн стали в год, что обернется прибылью для акционеров Arcelor Mittal в 50 млрд. евро. Доля компании на мировом рынке стали составила около 10%.


Примерно в это же время губернатор Чукотки Роман Абрамович объявил, что подконтрольная ему группа Millhouse приобретает 41% акций лидера сталелитейной отрасли страны Evraz Group, тем самым продемонстрировав рынку, что металлургия - привлекательная отрасль для инвестиций. Сумма сделки не разглашалась, но она была оценена аналитиками в $3,2 млрд. В металлургическом сообществе сразу же появилось мнение, что вскоре Роман Абрамович начнет консолидацию активов в российской черной металлургии, и вполне допускалось, что этот процесс будет проходить в интересах государства. «Приход Абрамовича может означать, что Evraz будет развивать такую же корпоративную модель, как и у «Сибнефти», с упором на операционную эффективность и высокие дивиденды»,- считает аналитик «Атона» Владимир Катунин.


При этом, по его мнению, оборотная сторона бизнес-модели «Сибнефти» - это безразличное отношение к миноритариям.
Следующий раунд в череде слияний и поглощений пришелся на середину октября. В то время стало известно, что Tata Steel (Индия) подтвердила свое решение о покупке британско-голландской компании Corus. Сумма сделки составила $8,1 млрд.


Покупка стала новым рекордом для индийских компаний, вкладывающих деньги в приобретения за рубежом. Если слияние будет одобрено акционерами фирмы Corus, то на сталелитейном рынке появится пятая по объемам производства стали компания.

В середине октября стало известно, что Новолипецкий металлургический комбинат ведет переговоры с европейской сталелитейной компанией Duferco о создании совместного предприятия, в которое войдет ряд ее активов в США и Европе.


Аналитики отмечают, что подобная сделка согласуется со стратегией НЛМК, направленной на приобретение прокатных мощностей за рубежом. Сделку предполагается завершить к концу этого года, ее сумма не разглашается. «Основные компании, которые, как ожидается, будут приобретены СП на баланс, Duferco Farrell Corporation (США), Carsid SA (Бельгия), Duferco Clabecq SA (Бельгия), Duferco La Louviere SA (Бельгия), Duferco Coating SAS (Франция), Sorral SA (Франция), Acciaierie Grigoli S.P.A. (Италия) и Duferco Transformation Europe (Франция)»,- говорится в официальном заявлении российской компании. Позже на рынке появилась информация о том, что НЛМК обратился в комиссию за разрешением купить долю в Duferco. Как мы знаем, весной 2006 года НЛМК выкупил у Duferco российского производителя электротехнической стали «ВИЗ-Сталь» за $500-600 млн. В России Duferco участвует в проектах с «Евраз груп», а ее представитель входит в совет директоров российской сталелитейной компании.

«Бизнес. Ежедневная деловая газета»